Лаборатория располагает комплексом аэродинамических установок, позволяющих проводить исследования аэродинамических характеристик и обтекания тел разнообразной формы в весьма широком диапазоне чисел Рейнольдса, начальной турбулентности набегающего потока, ориентации тел и др.
Основная установка лаборатории для проведения экспериментальных исследований при малых дозвуковых скоростях.
ХарактеристикиДозвуковая труба для проведения аэродинамических исследований на сравнительно малых моделях, а также для проведения практикума по аэромеханике для студентов мехмата МГУ.
ХарактеристикиОсновная учебная и тарировочная труба. Однако в ней возможно проведение некоторых исследований при малых скоростях потока.
ХарактеристикиУстановка предназначена для проведения студенческого практикума.
ХарактеристикиУстановка предназначена для проведения студенческого практикума по определению лобового сопротивления модели в зависимости от степени загроможденности рабочей части трубы.
ХарактеристикиУстановка предназначена для проведения студенческого практикума по определению сопротивления плоской пластины, параллельной потоку. Также на данной установке проводились исследования по выявлению влияния степени поджатия воздуха на интенсивность турбулентности в рабочей части.
ХарактеристикиА-6 | А-10А | А-1У | А-2У | А-3У | А-4У | |
---|---|---|---|---|---|---|
Тип | замкнутый | прямой | замкнутый | прямой | прямой | прямой |
Рабочая часть | открытая | открытая/закрытая | открытая | закрытая | закрытая | закрытая |
Сечение | эллипс | восьмиуголник | круг | прямоугольник | прямоугольник | прямоугольник |
Размер сечения, мм | 4000 x 2340 | 800 x 1360 | 250 | 300 x 400 | 300 x 500 | |
Длина, мм | 4000 | 300 | 500 | 1217 | ||
Степень поджатия сопла | 5.09 | 9 | 5.8 | 13.2 и 26.4 | ||
Вентилятор, об/мин | 0-750 | 1410 | 1150 | |||
Максимальная скорость, м/с | 50 | 55/70 | 60 | 25 | ||
Ток электродвигателя | постоянный | переменный | постоянный | постоянный | постоянный | постоянный |
Мощность, кВт | 2000 | 240 | 21 | 2.6 | 2.6 | 6 |
В наших аэродинамических трубах осуществляются продувки строительных комплексов, транспортных средств, а также атлетов и спортивных снарядов. Решаются вопросы экологии.
В трубе А–6 в разные годы проводились испытания моделей Останкинской телевизионной башни и телевизионных башен, строившихся в Алма–Ате и Риге, застройки жилого района в Северном Чертанове (Москва), рельефа местности вокруг озера Севан (Армения), стадиона в Лужниках, памятника Петру I в Москве и ряда других известных объектов.
В лаборатории выполнен большой объем работ по исследованию аэродинамики наземных транспортных средств. Эта тематика возникла в начале 60–х годов и продолжается до настоящего времени. На первом этапе таких исследований проводились продувки моделей с целью определения их аэродинамических характеристик. Впоследствии в работу лаборатории стали включаться также и вопросы оптимизации формы транспортного средства. Например, для автопоездов МАЗ удалось снизить коэффициент аэродинамического сопротивления более чем на 30%. При оптимизации гоночных автомобилей удалось почти вдвое уменьшить аэродинамическое сопротивление и заметно увеличить силу, прижимающую автомобиль к полотну дороги. В лаборатории занимались также и аэродинамикой мотоциклов. Совместно с проектными институтами министерства путей сообщения проведены аэродинамические исследования в рамках оптимизации формы головного локомотива и пассажирского состава при разработке поезда Р200 «Русская тройка», который развивал скорость до 200 км/час, что послужило прообразом для создания последующих моделей, движущихся с большими скоростями.
В сфере интересов лаборатории всегда была спортивная тематика. В аэродинамических трубах лаборатории исследовалась аэродинамика лыжников, велосипедистов, саночников, бобслеистов и т.п. Эти работы проводились, как правило, совместно с Отделом механики природных процессов и помогли ряду наших спортсменов добиться значительных успехов на крупнейших мировых соревнованиях, включая Олимпиаду 2014 в г. Сочи и Олимпиаду 2018 в Южной Корее.
Еще одно направление работы лаборатории – аэродинамические аспекты экологических проблем. В конце 70-х годов при массовой застройке городов был поднят вопрос о комфортном проживании, включающий обеспечение должного проветривания жилых районов, отсутствие застойных зон, а также зон повышенной скорости ветра. Впервые подобные работы были выполнены в лаборатории на примере проектируемого московского района Чертаново-Северное. Исследования для решения подобных вопросов проведены для города нефтяников Сургута, где рассматривались проблемы его ветрозащищенности. Среди других работ подобного типа – исследования аэродинамических характеристик таких объектов, как современный московский жилой комплекс «Сердце столицы», круглогодичный каток в районе Крылатского, хоккейный стадион на Ходынском поле, стадион «Фишт» в г. Сочи, торговый центр и стадион «Зенит-арена» в г. Санкт-Петербурге.