Экспериментальная база

Лаборатория располагает комплексом аэродинамических установок, позволяющих проводить исследования аэродинамических характеристик и обтекания тел разнообразной формы в весьма широком диапазоне чисел Рейнольдса, начальной турбулентности набегающего потока, ориентации тел и др.

A-6

Основная установка лаборатории для проведения экспериментальных исследований при малых дозвуковых скоростях.

Характеристики

А-10А

Дозвуковая труба для проведения аэродинамических исследований на сравнительно малых моделях, а также для проведения практикума по аэромеханике для студентов мехмата МГУ.

Характеристики

А-1У

Основная учебная и тарировочная труба. Однако в ней возможно проведение некоторых исследований при малых скоростях потока.

Характеристики

А-2У

Установка предназначена для проведения студенческого практикума.

Характеристики

А-3У

Установка предназначена для проведения студенческого практикума по определению лобового сопротивления модели в зависимости от степени загроможденности рабочей части трубы.

Характеристики

А-4У

Установка предназначена для проведения студенческого практикума по определению сопротивления плоской пластины, параллельной потоку. Также на данной установке проводились исследования по выявлению влияния степени поджатия воздуха на интенсивность турбулентности в рабочей части.

Характеристики
А-6 А-10А А-1У А-2У А-3У А-4У
Тип замкнутый прямой замкнутый прямой прямой прямой
Рабочая часть открытая открытая/закрытая открытая закрытая закрытая закрытая
Сечение эллипс восьмиуголник круг прямоугольник прямоугольник прямоугольник
Размер сечения, мм 4000 x 2340 800 x 1360 250 300 x 400 300 x 500
Длина, мм 4000 300 500 1217
Степень поджатия сопла 5.09 9 5.8 13.2 и 26.4
Вентилятор, об/мин 0-750 1410 1150
Максимальная скорость, м/с 50 55/70 60 25
Ток электродвигателя постоянный переменный постоянный постоянный постоянный постоянный
Мощность, кВт 2000 240 21 2.6 2.6 6

Направления экспериментальных исследований

В наших аэродинамических трубах осуществляются продувки строительных комплексов, транспортных средств, а также атлетов и спортивных снарядов. Решаются вопросы экологии.

Строительство

В трубе А–6 в разные годы проводились испытания моделей Останкинской телевизионной башни и телевизионных башен, строившихся в Алма–Ате и Риге, застройки жилого района в Северном Чертанове (Москва), рельефа местности вокруг озера Севан (Армения), стадиона в Лужниках, памятника Петру I в Москве и ряда других известных объектов.


Транспорт

В лаборатории выполнен большой объем работ по исследованию аэродинамики наземных транспортных средств. Эта тематика возникла в начале 60–х годов и продолжается до настоящего времени. На первом этапе таких исследований проводились продувки моделей с целью определения их аэродинамических характеристик. Впоследствии в работу лаборатории стали вклю­чаться также и вопросы оптимизации формы транспортного средства. Например, для автопоездов МАЗ удалось снизить коэффициент аэродинамического сопротивления более чем на 30%. При оптимизации гоночных автомобилей удалось почти вдвое уменьшить аэродинамическое сопротивление и заметно увеличить силу, прижимающую автомобиль к полотну дороги. В лаборатории занимались также и аэродинамикой мотоциклов. Совместно с проектными институтами министерства путей сообщения проведены аэродинамические исследования в рамках оптимизации формы головного локомотива и пассажирского состава при разработке поезда Р200 «Русская тройка», который развивал скорость до 200 км/час, что послужило прообразом для создания последующих моделей, движущихся с большими скоростями.


Спорт

В сфере интересов лаборатории всегда была спортивная тематика. В аэродинамических трубах лаборатории исследовалась аэродинамика лыжников, велосипедистов, саночников, бобслеистов и т.п. Эти работы проводились, как правило, совместно с Отделом механики природных процессов и помогли ряду наших спортсменов добиться значительных успехов на крупнейших мировых соревнованиях, включая Олимпиаду 2014 в г. Сочи и Олимпиаду 2018 в Южной Корее.


Экология

Еще одно направление работы лаборатории – аэродина­мические аспекты экологических проблем. В конце 70-х годов при массовой застройке городов был поднят вопрос о комфортном проживании, включающий обеспечение должного проветривания жилых районов, отсутствие застойных зон, а также зон повышенной скорости ветра. Впервые подобные работы были выполнены в лаборатории на примере проектируемого московского района Чертаново-Северное. Исследования для решения подобных вопросов проведены для города нефтяников Сургута, где рассматривались проблемы его ветрозащищенности. Среди других работ подобного типа – исследования аэродинамических ха­рактеристик таких объектов, как современный московский жилой комплекс «Сердце столицы», круглогодичный каток в районе Крылатского, хоккейный стадион на Ходынском поле, стадион «Фишт» в г. Сочи, торговый центр и стадион «Зенит-арена» в г. Санкт-Петербурге.